учеба > дисциплины > этнология > учебные материалы |
"Этнология". Учебные материалы |
Содержание 1. История возникновения и развития этнологии
1.1 Становление этнологии как науки 1.4 Связь этнологии с другими науками
2.1 Географическая классификация 2.2 Антропологическая классификация 2.4 Хозяйственно-культурная классификация
3.1 Основные факторы этногенеза 3.3 Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева
4.1 Типы этнической идентичности 4.2 Признаки этнической идентичности
5.1 Этнические функции культуры 5.3 Современная мировая культура и этнические культуры 5.4 Этнический стереотип и этнический образ
6.1 Этнические контакты и их результаты 6.2 Формы межэтнических коммуникаций 6.3 Теории этнокультурного взаимодействия 6.4 Этнические процессы в современном мире
7.1 Причины этнических конфликтов 7.2 Типология этнических конфликтов 7.3 Формы и способы урегулирования этнических конфликтов
8. Основные школы и концепции этнологии
8.4 Другие этнологические школы 8.5 Новейшие концепции в этнологии
|
1. История возникновения и развития этнологии
1.1 Становление этнологии как науки
Название науки «Этнология» образовано из греческих слов - etnos (народ) и logos (слово, наука). Использовать слово «Этнология» в качестве названия новой науки о народах и культурах предложил французский ученый Жан Жак Ампер, разработавший в 1830 г. общую классификацию антропологических (т.е. гуманитарных) наук, среди которых выделил и этнологию. Основные термины этнологии: Этнология – наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды. Этнография – часть этнологии, описательный уровень исследований, фиксирующий культурно-бытовые и социальные отличия между народами и, прежде всего, отличия неевропейских народов от европейских. Этнос – исторически сложившаяся на данной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме). Официальной датой создания новой науки с названием «Этнология» считается 1839 г. – создание Парижского общества этнологии. В середине XIX века колониальная политика промышленно развитых стран требовала новых знаний о покоренных народах, и эту информацию могла дать только этнология. В зависимости от политических и экономических интересов правительств развитие этнологии в Англии, Франции, Германии, Австрии, США имело свои особенности. Германия. Глубокие традиции. В 1789 г. сформировано направление «Народоведение», изучавшее неевропейские народы, а с 30-х гг. XIX века начинает использоваться термин «Этнология». «Народоведение» с середины XIX века начаинает изучать немецкоязычные народы. Англия. Развивается как составная часть антропологии. США. Появляется позднее, чем в развитых европейских странах по причине этнического своеобразия. Первоначально формировалась как наука, занимавшаяся исследованиями в области физической антропологии, расовых и культурных различий. Франция. Активная политика колонизации. Необходимость в обстоятельной, подробной информации о покоренных народах. Первоначальное название - «этнография». В начале XX века трансформировалась в этнологию, когда была осознана научная неполноценность сведений из-за отсутствия исторических данных и теоретических обобщений.
1.2 Предмет этнологии
Этнология изучает: материальную культуру народов; ритуалы, обычаи, верования различных народов; системы родства у различных народов; системы родственных кланов; социальную и политическую структуру народов (семейные отношения, отношения власти); поведенческие системы, присущие разным народам; системы воспитания присущие разным народам; взаимосвязи и взаимозависимости различных компонентов культуры одного народа; сравнивание комплекса культурных черт различных народов; динамику культурных черт того или иного народа (культурные изменения); психологические особенности различных народов; системы жизнеобеспечения различных народов, их адаптацию к природной среде; сравнение ценностных систем этносов; сравнение картин мира различных народов; сравнение систем значения и моделей восприятия различных народов; особенности межкультурных контактов; этногенез; причины возникновения и распада этносов; расселение народов; демографические процессы, происходящие в этносах; экономическое поведение членов того или иного этноса; этнолингвистику; этносемиотику; становление и развитие традиций; проблемы этничности и этнических групп. Список может быть продолжен и расширен — проблемное поле этнологии очень широко. Многие из перечисленных предметных областей изучаются и другими науками, предметные поля как бы пересекаются. Особенно это касается следующих дисциплин: этнографии, политологии, культурологии, социологии, антропологии. 1.3 Методы этнологии
Общенаучные методы (основные): исторический метод и социологический метод. Метод полевых исследований – основной при изучении этносов и этнических процессов. Широко практикуется с середины XIX века. В современное время применяется в виде срочного или сезонного выезда научных экспедиций для сбора соответствующей информации и материалов. Практикуется этнологами большинства стран, позволяет получать оперативную информацию. Недостаток - исследования не ведутся в межсезонье. Исторический метод: изучение археологических материалов – позволяет восстанавливать и реконструировать этническую и культурную историю народов; изучение письменных источников – надежный метод, т.к. получили предварительную оценку на доверие составителями источников. Социологический метод – совокупность исследовательских методов, технических приемов и процедур сбора, обработки и анализа информации и данных, представляющих интерес для этнологической науки: опрос (анкетирование и интервью), наблюдение, выборочное обследование. Наиболее популярен метод опроса. Метод наблюдения представляет собой целенаправленное, систематическое, непосредственное визуальное восприятие и регистрацию этнических явлений, процессов, а также отдельных признаков и свойств изучаемых этнических групп и общностей. Методическая база современной этнологии не ограничивается только отмеченными методами научного познания. Особенно полезны методы этнографии, демографии, семиотики, психологии, прикладной социологии.
1.4 Связь этнологии с другими науками
Антропология – изучает вопросы происхождения рас, их распределение по нашей планете, процессы изменение физического облика людей в результате культурно-исторического прогресса, антропологический состав этноса. Социология – изучает формы человеческой социальности: социальные группы и слои, социальную структуру, социальные институты и т.д. Культурная антропология – изучает процессы формирования человеческой культуры. Социальная антропология – изучает особенности социальной организации народов мира. Этнография – занимается сбором и систематизацией социокультурных материалов о разных народах. Психология – изучает психические состояния личности, стереотипы поведения и восприятия, психические отклонения, типичные характеры.
2. Классификация этносов
2.1 Географическая классификация
Географическая классификация опирается на факт географического соседства народов и отражает совместный характер их проживания в пределах какой-то, чаще всего обширной территории. Единой принятой во всех странах мира географической классификацией является так называемая «континентальная» классификация: народы Австралии и Океании; народы Азии; народы Америки; народы Африки; народы Европы.
2.2 Антропологическая классификация
Расовые признаки – особенности физического строения человека, передаваемые по наследству и характерные для больших групп людей. Внешние физические особенности: Форма волос – жесткость (жесткие и мягкие) и извилистость волос (прямые, широковолнистые, узковолнистые, курчавые). Цвет волос – черные, темно-русые, светло-русые, белокурые, рыжие. Третичные волосяные покровы тела – густота волос и площадь поверхности кожи, которую они занимают (оценивают по 5-балльной шкале). Цвет кожи – 36 цветов и оттенков (от бледно-розовой до почти черной)ю Цвет глаз (окраска радужной оболочки) – темные глаза (черные, карие, желтые), смешанных или переходных цветов (желто-зеленые, зеленые, серые), светлые (светло-серые, голубые, синие). Рост – средняя длина тела человека 165 см (мужчины) и 154 см (женщины). Пропорции тела – соотношение длины конечностей к длине тела, ширине плеч и таза. Параметры головы – соотношение поперечного диаметра к продольному. В отечественной и зарубежной антропологии наиболее распространенной классификацией рас является следующая: Европеоиды – цвет кожи беловатый или смугловатый; волосы различных оттенков, волнистые или прямые, обычно мягкие, растут на лице и на теле; нос – узкий, выступающий, скулы выступают слабо, губы тонкие или средней толщины; глаза разных оттенков, широко открыты, оси горизонтальные; складка верхнего века отсутствует или развита слабо; челюстная часть лица почти не выступает вперед. Австралоиды – цвет кожи темный; волосы курчавые, волнистые, темные и жесткие; скулы выступают вперед умеренно, челюстная часть лица – значительно; нос широкий, губы толстые; на лице и теле обильно растут волосы. Монголоиды – цвет кожи желтоватый или темно-смуглый, тугие, жесткие, прямые, черные или коричневые; глаза черные, коричневые, оси глаз наклонены; борода и усы появляются поздно и редко достигают большой густоты; лицо широкое, скулы сильно выступают, складка верхнего века сильно развита. Негроиды – курчавые, жесткие, черные волосы, очень темный цвет кожи; глаза карие; борода и усы растут плохо; лицо узкое, низкое, скулы выступают слаб или умеренно; нос очень широкий; глаза широкие, оси глаз горизонтальные, складка верхнего века небольшая; челюстная часть лица часто выступает вперед; слизистая оболочка рта сильно выступает наружу.
2.3 Языковая классификация
Языковая панорама современного мира обширна - более чем 6000 языков. Язык – основа человеческой культуры, чисто человеческий способ передачи информации посредством специальных символов. Развитие языка идет параллельно с развитием культуры и становлением человека. При классификации языков народов мира с целью восстановления их исторического генетического родства используются следующие основные разряды: говор, диалект, язык, группа родственных языков, языковая семья. Родство языков может означать и родство по происхождению, эту связь устанавливает сравнительное языкознание. Ученые-лингвисты выделяют 12 языковых семей, охватывающих около 96% языков мира. В свою очередь каждая из языковых семей подразделяется на подсемьи, или ветви, состоящие из языков, более близких друг другу, чем языкам других подразделений. Почти каждый язык имеет варианты, обусловленные социальными и географическими факторами – диалекты. Однако существуют языки, не причисленные ни к одной группе или семье: баскский, кетский, нивхский, айнский и др. Языковые универсалии – правила, действующие с одинаковой силой во всех наречиях и диалектах планеты. На их основе выделяется базисный словарь – слова, обозначающие понятия, не зависящие от времени: называющие части тела человека, личные местоимения, числительные и т.д. Обычно в состав базисного словаря входит около 200 слов, которые также изменяются, но с определенной скоростью – до 39 слов за тысячу лет. На основе этих данных можно определить давность разделения языка и единство того или иного этноса в древности, хотя лингвистическая классификация и не полностью совпадает с этнологической. Выделяют этносы: многоязычные; двуязычные; перешедшие на язык более крупного этноса.
2.4 Хозяйственно-культурная классификацияХозяйственно-культурный тип – определенный комплекс особенностей хозяйства и культуры, который складывается исторически у разных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных условиях среды. Классификация: преобладание в хозяйстве охоты, собирательства и отчасти рыболовства; мотыжное (ручное) земледелие и пастушеское животноводство; плужное (пашенное) земледелие с использованием тягловой силы домашних животных. В первобытно-общинной эпохе выделяют (присваивающий тип хозяйства): бродячие охотники и собиратели; специализированная охота и собирательство в тропиках; охота, рыболовство и собирательство умеренного пояса; пешая таежная охота; арктическая охота на морского зверя; оленья охота; охота, рыболовство и собирательство с зачатками земледелия и животноводства. Группа производящих (ранних) хозяйственно-культурных типов: комплексное хозяйство ранних земледельцев субтропиков; земледелие и животноводство умеренного пояса в древности; ручное земледелие тропиков. Группа производящих (развитых) хозяйственно-культурных типов: пастушеское скотоводство; кочевое скотоводство; плужное земледелие. Проблемы классификации – возможно расчленение этноса (чукчи – и оленеводы и охотники на морского зверя).
3. Этногенез и антропогенез
3.1 Основные факторы этногенеза
Направления и формы этногенеза: Этническая фузия – процесс слияния нескольких ранее самостоятельных народов, родственных по языку и культуре, в единый, новый, более крупный этнос. Этническая консолидация – внутреннее сплочение более или менее значительного этноса в ходе сглаживания различий между имеющимися внутри него локальными группами. Этническая ассимиляция – «растворение» прежде самостоятельного этноса или его части в среде другого, обычно более крупного народа. Этническая конвергенция – ассимиляционный процесс взаимодействия двух очень близких друг другу по языку и культуре этносов. Межэтническая интеграция – взаимодействие внутри государства или какого-нибудь крупного региона нескольких существенно различающихся между собой по языку и культуре этносов, которое приводит к появлению у них ряда общих черт. Этногенетическая миксация – этнообъединительный процесс, в ходе которого новый этнос образуется путем слияния народов, не связанных родством. Этническая парциация – разделение единого прежде этноса на несколько более или мене равных частей, причем ни один новый этнос не отождествляет себя со старым. Этническая сепарация – отделение от этнической общности сравнительно небольшой части, которая со временем превращается в самостоятельный этнос.
3.2 Этногенез и антропогенез
Данные лингвистики – получают по материалам живого языка со всеми его связями и с одновременной реконструкцией его древних форм, чтобы проследить саму историю языка и наложить ее на историю этноса. Данные антропологии – используются результаты классификации рас, народов мира по антропологическим типам, которые сложились в результате социально-исторического развития уже сформировавшихся рас в процессе культурных, исторических, межрасовых контактов, вызванных миграционными и консолидационными процессами Данные археологии – позволяют проникать в ранние этапы этнической истории. Гомогенез – самый ранний этап этногенеза, относительная замкнутость популяции наряду с периодическими включениями в свой состав инородных членов. Расогенез – процесс происхождения рас: первый фактор – влияние географической среды (прежде всего - приспособление к климатическим условиям); второй фактор – спонтанно идущий мутагенез (постоянные самопроизвольные изменения в генетическом аппарате человека, в том числе и под воздействием природных факторов); третий фактор – социальная изоляция (при заключении браков внутри обособленной группы могут происходить заметные сдвиги в распределении генов, контролирующих расовые признаки). В последнее время возрастает роль метисации (смешения) рас, что обусловлено интенсивным процессом взаимосвязи культур, миграционными перемещениями больших масс людей, увеличением плотности населения и расширением ойкумены (жизненного пространства).
3.3 Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева
Суть концепции: Несколько раз за тысячелетие поверхность Земли подвергается воздействию определенного космического излучения, которое вызывает пассионарный толчок – мутацию гена человека, отвечающего за восприятие энергии организмом из внешнего мира. Особенность этих толчков – их кратковременность. За последние три тысячелетия зафиксировано девять пассионарных толчков: четыре да нашей эры и пять за последние два тысячелетия. До мутационных изменений человек получает из окружающего мира энергии ровно столько, сколько ему необходимо для нормальной жизнедеятельности. При пассионарном толчке человек становится способным воспринять избыток энергии, который может быть направлен в любое русло. Такой человек обладает повышенной тягой к действию - пассионарностью. Энергия направляется на: завоевательные походы, создание новой религии, научной теории. Люди, обладающие пассионарностью и собравшиеся вместе, находясь в благоприятных условиях, способны начать процесс этногенеза и создать новый народ за 130-160 лет, передавая последующим поколениям через культурные механизмы специфические стереотипы поведения. Этногенез по Гумилеву – это энергетический процесс получения однократного запаса энергии после вспышки космического излучения и дальнейшей его растраты в ходе развития этноса до тех пор, пока этнос не придет в состояние гомеостаза – равновесия с природой, при котором уровень пассионарности равен нулю. Фаза подъема – наступает после пассионарного толчка, продолжительность 200-300 лет, связанная с экспансией нового этноса, который создают пассионарии, ставящие перед собой задачу формирования нового сильного государства и идущие для этого на любые жертвы. Акматическая фаза – длится следующие 300 лет, пассионарное напряжение достигает максимального уровня за счет большой численности пассионариев, которые думают уже не об общих целях, а о своих личных интересах (состояние пассионарного перегрева, внутренние конфликты, гражданские войны, культурные потери). Фаза надлома – продолжается 200 следующих лет (кризисная фаза), пассионарии друг друга уничтожают, сменяются субпассионариями – людьми, не способными воспринять даже нормы энергии, необходимые для полноценной адаптации к среде. Инерционная фаза – некоторое повышение, а затем плавное снижение уровня пассионарного напряжения, происходит укрепление государственной власти, социальных институтов, накопление материальных и духовных ценностей, преобразование окружающей среды. Фаза обскурации – старость этноса (1100 лет), пассионарное напряжение падает до отрицательного уровня из-за появления значительного числа субпассионариев, в результате невозмжна любая конструктивная деятельность, этнос существует за счет прежних запасов, общественный организм разлагается: повсеместная коррупция, рост преступности, потеря боеспособности армии, власть циничных авантюристов, численность этноса значительно сокращается. Фаза регенерации – временное восстановление этнической системы после обскурации за счет пассионарности, сохранившейся на окраинах ареала (от 50 до 200 лет). Мемориальная фаза – завершение процесс этногенеза, этнос сохраняет лишь память о героических деяниях предков. Далее изменяется системная целостность, все зависит от соседей, происходит переход от мемориальной фазы к законченной форме этнического гомеостаза.
4. Этническая идентичность
4.1 Типы этнической идентичности
Нормальная идентичность – восприятие своего народа как положительного, благоприятное отношение к его культуре, истории. Этноцентрическая идентичность – некритическое предпочтение какой-либо этнической группы и самоидентификация индивида с ней. Этнодоминирующая идентичность - Этнический фанатизм – абсолютное доминирование этнических интересов и целей, часто понимаемых иррационально, сопровождается готовностью идти во имя их на любые жертвы и действия. Крайняя форма агрессивной идентичности. Этническая индиферрентность – равнодушие к проблеме собственной этничности и межэтнических отношений, ценностям своего и других народов. Этнонигилизм – отрицание этничности, этнических, этнокультурных ценностей. Возникает в связи с осознанием низкого статуса своей этнической группы. Амбивалентная этничность – явно не выраженная этническая идентичность, широко распространенная в смешанной этнической среде.
4.2 Признаки этнической идентичности
Этнодифференцирующие признаки – характерная особенность этнических общностей состоит именно в том, что их непременным свойством, имеющим важное научное значение, является взаимное различение. Культурные признаки – для этнического размежевания наиболее существенное значение имеют характерные черты культуры, т.е. совокупность специфических человеческих способов сознательной деятельности и ее результатов. Языковые признаки – каждый этнос вносит в язык свою специфику – иной алфавит, правописание, иную фонетику, лексику, специфические обороты и фразеологические сочетания. Хозяйственные признаки – разграничение этносов по типу хозяйства, образу жизни, формам орудий труда, одежды и других элементов материальной культуры. Бытовые признаки – различия между народами в составах и способах приготовления пищи, времени ее приема, традиционной одежде и даже в том, как люди спят. Семейные признаки – семейный быт, брачные обычаи и обряды (моногамия, полигамия, полиандрия) и т.п., а также способы и формы общения между людьми.
4.3 Этническая психология
В психологической структуре любого этноса выделяют три уровня: Эгоцентрический – преобладание стремления лишь к собственному удобству, выгоде, престижу, благополучию. Отношение к другим этносам носит потребительский характер. Группоцентрический – базируется а самоидентификации человека с какой-либо этнической группой, когда он переносит на нее свои эгоцентрические устремления. Универсально-гуманистический – каждый человек, независимо от принадлежности к какой-либо этнической группе, становится ценным сам по себе, достойным уважения, обладающим равенством в отношении прав, обязанностей, свобод. Статические компоненты психологии этноса: Этнический характер – отражает специфику исторически сложившихся свойств психики, отличающих один этнос от другого и представляет собой совокупность взаимосвязанных психических и личностных качеств, типичных для всего человечества, сочетающихся в каждом этносе в зависимости от социально-экономических, исторических и географических условий существования этноса. Проявляется в стереотипах восприятия, чувствования и поведения, преобладающих в структуре личности большинства представителей этноса. Этнический темперамент – определенный стандартный способ реагирования на конкретную ситуацию, присущий большей части данной этнической общности. Является внешним выражением этнического характера в различных формах вербального и невербального общения: темпе речи, количестве и энергичности движений и жестов, величине социальной дистанции, открытости в проявлении чувств. Этнические традиции и обычаи – объективированные представления о нормах и правилах поведения, характерные для данного этноса и передающиеся из поколения в поколение. Этническое сознание – возникает в процессе исторического развития этнической общности как сознание этнического бытия и имеет сложную структуру, объектами являются свой собственный этнос и другие этнические общности. Этническое самосознание – осознание принадлежности к этносоциальной общности как социально-экономической и политической организации, осознание места и роли своей этнической общности в системе межнациональных отношений и осознание самобытности, уникальности своей культуры, понимание исторического места своего этноса в современном мире. Этнические чувства – эмоциональные отношения людей к своей этнической общности и ее интересам, а также к другим этносам и их интересам. Этнический вкус – оценка правильности, нормальности, красоты, морали и норм поведения, принятых в данной этнической общности.
4.4 Инкультурация
Инкультурация – процесс освоения людьми своего социокультурного окружения: культурного пространства-времени, функциональных объектов, способов деятельности, общения, нормативных образований. Результат инкультурации – способность свободно ориентироваться в окружающей этнической среде, пользоваться большинством предметов культуры, созданных предыдущими поколениями, обмениваться результатами физического и умственного труда, устанавливать взаимопонимание с другими народами. Типы игр в зависимости от характера усваиваемых навыков (первый этап инкультурации): физические игры – тренировка и развитие физической активности; стратегические игры – тренировка и развитие способности прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность этих результатов; стохастические игры – решающая роль принадлежит случаю, удачному стечению обстоятельств, приучающие ребенка к тому, что он может встретиться с неконтролируемыми обстоятельствами, дают представление риске; ролевые игры – помогают ребенку освоить те функции, которые ему придется выполнять в будущем. Индивид считается взрослым, если он владеет совокупностью врожденных и приобретенных качеств, важнейшими из которых считаются (второй этап инкультурации): достижение необходимой степени физической зрелости организма, превышающей наступившую способность к воспроизводству потомства; овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сферах домашнего хозяйства и общественного разделения труда; овладение достаточным объемом культурных знаний и социального опыта через практическую деятельность в составе различных социокультурных групп и знакомство с различными «языками» культуры (наука, искусство, религия, право, мораль); принадлежность к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда. Первый этап инкультурации – способствует сохранению стабильности культуры, основное – воспроизведение уже имеющихся образов, контроль за проникновением в культуру случайных и новых элементов. Второй этап – возможность принять на себя ответственность за экспериментирование в культуре, внесение в нее изменений различного масштаба. Завершение обоих этапов инкультурации формирует менталитет личности – совокупность установок и предрасположенностей индивида действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом.
5. Этнос и культура
5.1 Этнические функции культуры
Современная культура выполняет следующие функции: инструментальная – создание преобразование окружающей среды; инкультурация – создание и преобразование самого человека; нормативная – создание системы средств организации коллективной жизни; сигнификативная (знаковая) – «означивание», т.е. формирование имен и названий, благодаря которому осуществляются умственные и эмоциональные действия человека, а если явление или предмет не названы, они для человека не существуют; познавательная – дает возможность человеку создать картину мира, тесно связана с сигнификативной; коммуникативная – обеспечивает передачу этнокультурной информации в диахронном срезе (между поколениями) и в синхронном (обеспечивает пространственную стабильность и культурную интегрированность); Защитные механизмы этнической культуры: Специфические механизмы – направлены на преодоление конкретной угрозы извне. Неспецифические механизмы – сама этническая культура как образ мира, упорядоченная и сбалансированная схема Космоса, та призма, через которую человек смотрит на мир, упорядоченный образ мироздания. Уровни адаптации этноса к окружающей среде: сама этническая культура – первичная систематизация мира, дающая принципиальную возможность действовать (формирование центральной зоны культуры); адаптация центральной зоны культуры к конкретным условиям существования этноса (кристаллизация вокруг центральной зоны инвариантов этнической картины мира и самоконструирование этноса); искаженное восприятие членами этноса реальности (невосприимчивость к информации, противоречащей содержанию этнических констант).
5.2 Этническая культура
Факторы формирования этнической культуры: Географический фактор – непременно условие возникновения этноса и его функционирования. Языковой фактор – создание картины мира на основе языка. Религиозный фактор – мощная объединительная сила, культурообразующая. Этнонимический фактор – самоназвание этноса. Психический фактор – «душа народа», национальный характер, приобретается в процессе воспитания, а также взаимодействия этносов.
5.3 Современная мировая культура и этнические культуры
Массовая культура – такой вид культурной продукции, который производится ежедневно в больших количествах и потребляется большими аудиториями людей. Мировая культура – ее основой становится в современном мире европейская культура городского типа с элементами национальной специфики в каждом регионе, постоянно пополняясь из национальных культур. Общемировые и этноспецифические черты можно выявить сегодня в любой сфере культуры. Особенно заметны этноспецифические черты в сельском хозяйстве и кустарно-ремесленном производстве. Закономерным следствием взаимодействия мировой и этнической культур является формирование культурно-исторических общностей, которые включают в себя соседние этносы, объединенные общностью своей исторической судьбы или историческими условиями своего существования – принадлежностью к одной и той же религии, многовековым союзничеством в борьбе с общей военной опасностью, тесными экономическими, политическими и культурными связями. При этом этническое своеобразие культур каждого из этносов сохраняется.
5.4 Этнический стереотип и этнический образ
Стереотип восприятия – упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, распространяемый на всех ее представителей. Содержание этнического стереотипа определяется тремя группами факторов: специфика стереотипизируемой группы (особенности этнической группы, закрепленные в культуре и обыденном сознании ценностями, выработанными в ходе общественно-исторического развития); социально-политические и экономические условия развития этнических групп и особенности взаимоотношений между ними, сложившиеся на данный момент; длительность и глубина исторических контактов с другими этносами. Автостереотип – стремление этнической общности внести в содержание черты идеала собственного этноса, подчеркнуть наиболее самобытные качества национального характера. Гетеростеротип – антропостереотипичность – обусловленность стереотипа внешним обликом индивида. Этнический образ – форма краткого описания, в котором выделяется какое-то одно типичное свойство и который основывается на чувственном восприятии представителей других этносов.
6. Межэтнические коммуникации
6.1 Этнические контакты и их результаты
Межэтническая коммуникация – обмен между двумя или более этническими общностями материальными и духовными продуктами их культурной деятельности. Факторы межэтнических коммуникаций, влияющие на взаимоотношения этносов: Исторические факторы – ход исторических событий, в результате которых складывались отношения народов; исторические события, приобретшие символическое значение в межэтнических отношениях; особенности историко-социальное значение в межэтнических контактах. Социальные факторы – различия в социальном положении взаимодействующих этносов; идеальная ситуация – одинаковый статус контактирующих этносов; наиболее распространенная ситуация – вариант дискриминационного типа, усиление потребностей в укреплении статуса у подчиненного этноса. Культурные факторы – факторы просвещения и информированности, способствующие разрушению межэтнических границ, нивелированию межэтнических предубеждений. Традиционные нормы поведения – определение поведения людей в быту, оказание влияния на деловые и профессиональные отношения, при выборе деловых партнеров и в нормах поведения в трудовых коллективах. Ситуационные факторы – стечение обстоятельств в экономической, политической и социальной сферах. Политические факторы – принципы и формы государственного устройства, характер политического строя, тип государственной национальной политики.
6.2 Формы межэтнических коммуникаций
Прибавление – освоение некоторых достижений другой культуры при столкновении двух или более этносов. Усложнение – качественное изменение культуры этноса под влиянием более зрелой культуры. Убавление – потеря собственных навыков в результате контакта с более развитой культурой. Обеднение (эрозия) – деструкция культуры, постепенное исчезновение одной культуры под воздействием другой. Ассимиляция – процесс полного или частичного поглощения одним этносом другого, обычно слабого более сильным. Естественная ассимиляция – итог непосредственного контакта этнически разнородных групп, обусловленный потребностями упрочения их общей социальной, хозяйственной и культурной жизни. Насильственная ассимиляция – целенаправленная система мероприятий органов власти во всех сферах общественной жизни, направленных на ускорение процесса ассимиляции путем подавления языка и культуры национальных меньшинств. Межэтническая интеграция (единение) – появление новой этнокультурной общности в результате взаимодействия двух или нескольких этнических групп при сохранении ими своих основных этнических черт. Интеграционные процессы могут быть разделены на: консолидационные – межэтнические отношения строятся на равноправных отношениях; симбиозные – взаимодействие осуществляется через ассоциации зависимых друг от друга этнических групп; сегрегационные – взаимоотношения этносов строятся на неравноправных отношениях. Геноцид – стремление доминирующей этнической общности уничтожить полностью или частично какую-либо этническую, расовую или религиозную группу с помощью целенаправленных мероприятий органов власти. Апартеид – этническое господство одной расовой группы над какой-либо другой с целью систематического угнетения последней. Сегрегация – осторожная политика самостоятельного развития, исходящая как от большинства, так и от меньшинства, отражающая стремление обществ к изоляции друг от друга. Дискриминация – любое различие, исключение, ограничение или предпочтение одного человека другим, основывающееся на расовых признаках, цвете кожи, этническом происхождении и имеющее своей целью ограничение прав и свобод человека для представителей какой-либо этнической группы.
6.3 Теории этнокультурного взаимодействия
Концепция аккультурации – процесс, в ходе которого одна этническая группа, вступая в продолжительный и непосредственный контакт с другой группой, отличной от нее в культурном отношении, изменяет свою первоначальную модель. Концепция мобилизации – рассматривает проблемы межэтнических взаимодействий в полиэтнических государствах, целью политики которых является упрочение этих государств. Концепция интегрированности – проблема выбора средств и целей национального развития и экономической интеграции всего общества. Концепция внутреннего колониализма – господство расово или культурно различных групп над коренным населением, стоящим на более низком уровне экономического развития.
6.4 Этнические процессы в современном мире
Этнические процессы в Латинской Америке. Этническая консолидация основных наций в рамках каждой отдельной страны, сопровождающаяся все большим выравниванием антропологического состава, снижением социальной значимости различий в расовой принадлежности и этническом происхождении. Наряду с процессами внутренней ассимиляции и аккультурации происходит обострение проблемы сохранения этнической самобытности, нарастает противостояние североамериканской культуре, хотя многие из индейских племен уже стали реликтовыми. Этнические процессы в Африке. Сегодняшнее состояние – противоречивое и запутанное, что определяется исключительно сложностью этнического состава, контрастным разнообразием экономической обстановки стран, низким уровнем этнообъединительных процессов. В современной Африке сосуществуют все известные виды этнических общностей и, как следствие, практически все виды объединительных и разъединительных процессов. Современные социальные и культурные процессы, миграция населения, урбанизация быстро меняют облик этнических общностей и групп, сохраняя лишь некоторые внешние черты, наряду с этим усиливаются интеграционные, консолидационные процессы и рост этнического самосознания. Этнические процессы в Азии. Наблюдается интенсивный процесс консолидации доминирующих этнических групп и ассимиляции с ними небольших этнических групп и меньшинств как коренного, так и пришлого населения. Распространяются языки, способствующие эти процессам, однако усиливается этническая обособленность некоторых мусульманских народностей. Этнические процессы в США. Ускорение процессов консолидации и ассимиляции, что обусловлено высокой мобильностью американского общества, солидной имущественной и профессиональной базой новых иммигрантов. Увеличивается влияние испаноязычного населения, в целом же наблюдается высокая степень социальной адаптации иммигрантов при сохранении основных элементов их этнических культур. Этнические процессы в Западной Европе. Продолжаются процессы внутриэтнической консолидации, выражающиеся в дальнейшем стирании диалектов и этнографических вариантов, интенсивно развиваются процессы интернационализации этнических культур, распространяется английский язык как средство международного общения. Растет численность неевропейских иммигрантов, что приводит к увеличению численности неевропейских этнических меньшинств. Этнические процессы в Российской Федерации. Возрастание культурной гомогенности (однородности) различных этносов и этнических групп, увеличение численности иммигрантов как из стран ближнего, так и дальнего зарубежья, большинство из которых не ассимилируются, а создает этнически обособленные группы (меньшинства).
7. Этнические конфликты
7.1 Причины этнических конфликтов
Территориальные причины – для обоснования территориальных претензий используются, как правило, исторические факты. Аргументами выступают утверждения о принадлежности той или иной территории определенному этносу в прошлом. Суть проблемы заключается в том, что в результате многочисленных миграций населения, завоеваний и других геополитических процессов территория расселения этноса в прошлом неоднократно менялась, менялись и границы государств. Эпоха, от которой производится отсчет этнической принадлежности спорной территории, стороны выбирают в зависимости от целей спорящих сторон. Обоюдное углубление в историю делает споры только более запутанными. Политические причины – вопрос создания независимых территориально-государственных образований. Основная часть этносов не имеет собственных независимых образований, но по мере демократизации общества и повышения вследствие этого фактического статуса этносов, не имеющих собственных суверенных государств, развития их экономики и культуры, в их среде нередко возникают движения, имеющие своей целью создание независимого государства. Особенно влиятельным подобное движение будет в том случае, если этнос уже имел в прошлом государственность, но впоследствии утратил ее. Экономические причины – борьба этносов за материальные ресурсы и собственность, среди которых наиболее важными являются земля и недра. Каждая из сторон пытается обосновать свое право на их использование. Эти конфликты имеют тупиковый характер, поскольку попытка передела собственности ведет к конфликту местных этнических элит с федеральным центром. Формой выражения является противостояние с целью получения суверенитета. Социальные причины – этнический конфликт может стать эффективным способом отвода социального взрыва в русло межэтнической борьбы. В основе конфликта лежат процессы модернизации и интеллектуализации народов – в престижных видах деятельности возникает конкуренция между титульными и основными этносами. Этно-профессиональные причины – разделение труда в большинстве полиэтнических государств между этническими группами. Разные сферы деятельности приносят различные доходы, складывается негласная конкуренция, пристрастное сопоставление трудового вклада и распределение доходов.
7.2 Типология этнических конфликтов
По форме проявления выделяют: латентные (скрытые) конфликты – могут длиться десятилетиями и более и в определенных условиях перерастать в открытые; актуализированные (открытые) конфликты – в большинстве случаев скоротечные. По характеру действий конфликтующих сторон выделяют: насильственные конфликты; ненасильственные конфликты. Насильственные конфликты проявляются в следующих формах: региональная война (вооруженное столкновение) с участием регулярных войск и использованием тяжелых вооружений; кратковременные вооруженные столкновения (конфликт-бунт) - от нескольких часов до нескольких дней, сопровождающиеся жертвами. Ненасильственные конфликты: институциональные конфликты – главными действующими лицами являются властные структуры, политические партии и объединения, общественные движения, реализующие свои требования через институты власти; манифестирующие конфликты – субъектами являются значительные массы людей, поэтому конфликты такого рода называют еще и «конфликтами массовых действий». По основным целям, выдвигаемым сторонами конфликта, выделяют: статусные этнические конфликты – стремление этнической общности повысить свой статус в федеральной системе; этнотерриториальные этнические конфликты – притязания и споры одной этнической группы за право проживать на той или иной территории, владеть или управлять ею; социально-экономические конфликты – требования выравнивания уровня жизни у представителей разных этносов, представительства в элите либо прекращения льгот, субсидий и экономической помощи другим народам; культурно-языковые конфликты – требования разрешить или оказать содействие усилиям по сохранению или возрождению языка и культуры этнического меньшинства в частной или общественной жизни; По классификации межэтнических конфликтов Э.А. Паина и А.А. Попова выделяют: конфликты стереотипов – конфликтующие этнические группы еще не четко осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «недружественного соседа», «нежелательной группы»; конфликты идей – выдвижение тех или иных притязаний, в СМИ и других информационных источниках появляются сведения, обосновывающие «историческое право» на самостоятельную государственность или на территорию другой этнической группы; конфликты действий – проведение митингов, демонстраций, пикетов, открытых столкновений с оппонентами и органами власти. Классификация американского этнолога Д. Горовитца: сепаратизм отсталой этнической группы в отсталом регионе страны; сепаратизм отсталой этнической группы в развитом регионе страны; сепаратизм развитой этнической группы в отсталом регионе страны; сепаратизм развитой этнической группы в развитом регионе страны.
7.3 Формы и способы урегулирования этнических конфликтов
Способы разрешения этнических конфликтов: полная победа одного этноса над другим, т.е. разрешение конфликта с помощью силы – нерезультативный в связи с появляющимся чувством обиды, горечи поражения побежденной стороны, перетекает в латентное состояние, возможно обострение с течением времени; взаимное поражение конфликтующих сторон – нерезультативный, так как высока вероятность возобновления (актуализации) после восстановления сил; политический компромисс – созидательный процесс, но остается неудовлетворенность (часть требований не выполнена), возможна длительная консервация и последующая актализация. Стадии развития этнических конфликтов и действия властей по предотвращению столкновений. Латентный период: практическая реализация принципа гражданского равноправия; в новом национально-государственном образовании начать деятельность с нулевого варианта гражданства (все живущие на данной территории должны иметь возможность получения гражданства); политика социально-экономического выравнивания условий жизни всех этнических групп, которые ранее подвергались дискриминации; реализация принципа федерализма равным образом для всех этнических групп; Фаза проявления конфликта: создание этнически нейтральных подразделений полиции и армии с определением их четких функций и полномочий в конфликтных действиях; организация подачи и изложения точной и непредвзятой информации о конфликте во всех средствах массовой информации; осуществление особого контроля за сохранностью и движением оружия; максимально строгое преследование по закону организаторов уличных беспорядков с неукоснительным и точным исполнением приговоров. Фаза активного протекания конфликта: удаление из зоны конфликта, арест или временное задержание сторонников экстремистских методов решения конфликта; предотвращение раскола по этническому признаку в государственных и силовых структурах, обеспечивающих общественный порядок; введение особого контроля за средствами связи и объективностью средств массовой информации; создание механизма прекращения боевых действий и начала переговорного процесса; проведение комплекса мер по обеспечению минимизации человеческих жертв и материального ущерба (отвод вооруженных формирований, создание нейтральных зон, организация безопасных населенных пунктов и городов); предотвращение мародерства и военных преступлений. Фаза последствий конфликта: общая оценка последствий конфликта, объявление программы (плана) воссоздания единства гражданского общества на условиях национального примирения; придание этнически нейтрального характера восстановительному процессу (освобождение заложников, возврат беженцев, ответственность за присвоение чужой собственности, организация медицинского обслуживания); недопущение героизации террористов и экстремистов во избежание превращения их в политических лидеров; начало общественного диалога всех этнических групп для реформирования общества; отказ от драматизации конфликта и недопущение его фиксации в «исторической памяти» этноса, дабы последующие поколения не могли возвратить вновь «дух конфликта». Методы ослабления и торможения конфликта: деконсолидация конфликтующих сторон – отделение с помощью специальных мер наиболее радикальных элементов или групп от других, склонных к компромиссу и переговорам; использование разного рода санкций от символических до военных по отношению к конфликтующим сторонам (прекращение поставок вооружения и боеприпасов, горюче-смазочных материалов воюющим сторонам), прекращение с ними торговых и экономических отношений, а военные санкции – в случае массовых нарушений прав человека; прерывание конфликта на короткое время путем объявления прекращения боевых действий или моратория на них с целью снижения эмоционального фона конфликта, снижения консолидированности групп в конфликте.
8. Основные школы и концепции этнологии
8.1 Эволюционизм
Формирование этнологической теории эволюционизма началось в середине XIX века. Вдохновленные успехами в области естествознания, сторонники теории эволюционизма считали своей основной задачей обоснование закономерностей развития человеческой культуры, в составлении рядов развития культур различных народов. Основные идеи эволюционизма: в природе существует единство человеческого рода, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в одинаковых ситуациях будут принимать примерно аналогичные решения; в человеческом обществе имеет место непрерывный прогресс, т.е. процесс перехода от простого состояния к более сложному; культура как часть общества также развивается от низшего к высшему путем непрерывных, постепенных изменений, количественного увеличения или уменьшения; развитие любого элемента культуры изначально предопределено, т.к. его более поздние формы зарождаются и формируются в более ранних формах, при этом развитие культуры многоступенчато и происходит в соответствии со стадиями и ступенями, едиными для всех культур в мире; в соответствии с универсальными законами человеческих культур одинаковые стадии развития разных народов и их культур дают одинаковые результаты; общественное развитие подчиняется законам эволюции, свойственным для живой природы, где источником развития служат межвидовая борьба за существование, выражающаяся в наслоении одного элемента на другой или в замене старого новым; в результате этой борьбы различные элементы культуры соответствующим образом взаимосвязаны друг с другом. Э. Тайлор (1832-1917). Эдуард Тайлор - основоположник эволюционной школы в этнологии. Основные научные труды: «Исследования в области древней истории человечества» (1865); «Первобытная культура» (1871). Суть концепции: Начало культуры – появление на Земле полуцивилизованной расы людей, ее развитие пошло двумя путями: назад – к обществу дикарей и вперед – к цивилизованным людям. Возможны регрессивные изменения в культуре вследствие исторических и природных катаклизмов, однако магистральное направление в истории человечества - эволюционное прогрессивное развитие культур. Существующие различия народов обусловлены не расовыми различиями, а являются разными ступенями развития культур народов. Человек – часть природы и развивается в соответствии с ее общими закономерностями. Поэтому все люди одинаковы по своим психологическим и интеллектуальным задаткам, у них обнаруживаются одинаковые черты культуры, а их развитие идет схожим образом, поскольку определяется схожими причинами. Разнообразие культурных форм понимается как «стадии постепенного развития, из которых каждая являлась продуктом прошлого и в свою очередь играла известную роль в формировании будущего». Тайлор пытался применить к изучению явлений культуры естественно-научный метод, поэтому главным для него было приспособление естественно-научной классификации к потребностям этнологии, а единицами изучения – отдельные категории предметов и явлений культуры, которые он уподоблял видам растений и животных, изучаемых натуралистами. Из всех явлений культуры для Тайлора наибольший интерес представляли верования первобытных народов, он выдвинул анимистическую теорию происхождения религий. Обряды дикарей по-своему последовательны и логичны, являются результатами попыток «дикарей» объяснить порядок мироздания. В целом эволюционистские взгляды Тайлора – стройная концепция единства исторического процесса и прогрессивного развития культуры. Г. Спенсер (1820-1903). Герберт Спенсер - представитель теории эволюционизма в этнологии. Суть концепции: Эволюция – особый тип последовательных необходимых изменений культурных феноменов от относительно бессвязной гомогенности (однородности) к согласованной гетерогенности (неоднородности), происходящих благодаря постепенной дифференциации и интеграции. С ранних стадий человеческой предыстории человеческая природа медленно адаптируется. Под действием этих процессов происходят модификации человеческих качеств, постепенно аккумулируются в популяции, передаваясь через традицию. В силу различных условий и обстоятельств существования человеческих популяций эти качества оказываются неодинаково развитыми. Эти различия не абсолютны и могут быть преодолены благодаря тому, что врожденные способности человека имеют свойство совершенствоваться. Общество развивается под влиянием внешних факторов (географическая среда, соседние общества и народы), внутренняя – физическая природа человека (разнообразие рас, особые психические качества каждого народа). Члены первобытных обществ – люди физически, морально и умственно отсталые, т.е. эволюционизм Спенсера носил расистский характер. А. Бастиан (1826-1905). Адольф Бастиан - основоположник немецкой этнологии и эволюционизма. Суть концепции: Закономерное развитие человеческой истории – от несовершенного к совершенному. Психология является краеугольным камнем единого мировоззрения всех людей. У всех первобытных людей одинаковая психическая структура, т.к. они обладают самой простой системой адаптации к историко-географическим условиям. Единство человеческой психики выражается в элементарных идеях, схожих у разных народов и обуславливающих тем самым единство человеческой культуры. Каждый народ живет обособленной жизнью, эти идеи остаются постоянными, а при контактах с другими народами заимствуются новые элементарные идеи, стимулирующие развитие культуры. Таком образом, развитие человечества циклично и цикл развития может продолжаться, если новые раздражители дают для этого стимул. Вывод: чем больше народ связан со своей географической средой, тем меньше он подвергается историческим изменениям. Культурное развитие человечества происходит в процессе активных взаимоотношений с окружающей средой, следовательно, мыслительная способность человека – часть его биологической сущности, подчинена биологическим законам и должна рассматриваться с этих позиций. Л. Морган (1818-1881). Льюис Генри Морган - американский ученый-любитель, энтузиаст-исследователь индейских племен США. Основные научные труды: «Древнее общество» (1877) Суть концепции: История человечества может быть разделена на два больших периода: первый, ранний – организация социальная, основанная на родах, фратриях и племенах; второй, поздний период – организация политическая, основанная на территории и собственности. Родовая организация является почти универсальной основой социального строя древнего общества – азиатского, европейского, африканского, американского и австралийского. Благодаря этому общество было организовано и сохранялось. Материнский род превращается в отцовский в связи с накоплением собственности и тенденцией передачи ее по наследству. Три стадии развития семьи в истории человечества: кровнородственная семья – первая форма семьи, предполагающая брачные отношения между родными и двоюродными братьями и сестрами, но запрещающая браки между родителями и детьми; пуналуальная семья, основывающаяся на групповом браке нескольких сестер с общими мужьями или нескольких братьев с общими женами; парная, или синдиасмическая семья («без исключительного сожительства»); патриархальная, т.е. полигамная семья; моногамная семья современного типа. Морган предпринял попытку первой универсальной периодизации истории человечества: эпоха дикости; эпоха варварства; эпоха цивилизации. Первые два этапа разделяются на ступени (низшую, среднюю и высшую).
8.2 Диффузионизм
Основные идеи диффузионизма: культура является живым организмом, рождающимся и развивающимся в определенных географических условиях; каждый элемент культуры возникает в конкретном регионе и оттуда распространяется по всему земному шару; основными факторами развития культуры являются заимствования, переносы, смещение культурных элементов; перемещение культур затрагивает не только предметы материального быта, но и духовные явления: мифы, культы, обычаи и пр.; у каждой культуры есть свой центр зарождения и распространения; найти эти центры культуры – главная задача этнологии; методом исследования культур является изучение культурных кругов или ареалов распространения, элементов культуры; каждый элемент культуры возникает только однажды; составив карту его распространения, можно определить первоначальное место зарождения каждого элемента. Ф. Ратцель (1844-1904). Фридрих Ратцель - профессор этнографии Мюнхенского университета. Основные научные труды: «Антропогеография» (1882) «Народоведение» (1885) «Земля и жизнь» (1891) Суть концепции: Явления культуры – признаки связи народов: расы смешиваются, языки меняются и исчезают, самоназвание народностей меняется и только культурные предметы сохраняют свою форму и ареал бытия, поэтому важнейшая задача этнологии – изучать распространение предметов культуры. Вызванные природными условиями различия между культурами народов постепенно сглаживаются благодаря пространственным перемещениям этнографических предметов через культурные контакты народов. В процессе взаимодействия происходит пространственное распространение культур. Предметы материальной культуры дольше удерживаются, сохраняют свою форму и ареал своего распространения по сравнению с другими явлениями культуры. Человек – лишь носитель этнографических предметов. Два способа перемещения элементов культур: полный и быстрый перенос не отдельных предметов, а всего культурного комплекса в целом (аккультурация); перемещение отдельных этнографических предметов от одного народа к другому, при этом одни предметы (украшения, одежда, наркотики) легко передаются от народа к народу, а другие (упряжь, изделия из металла) перемещаются только вместе с их носителями. Л. Фробениус (1873-1938). Лео Фробениус - фольклорист, археолог и этнолог, ученик Ратцеля, создатель концепции морфологии культуры, основоположник теории «культурных кругов», специалист по африканским культурам. Основные научные труды: «Происхождение африканских культур» (1898) Суть концепции: Культуры – живые организмы, переживают рождение, детство, зрелый возраст, старость и смерть. Культуры не создаются людьми, а растут сами по себе. Человек - продукт или объект культуры, а не ее творец, но без человека культура не может распространяться, т.е. человек – лишь носитель культуры. Каждая культура обладает собственным характером, собственной «культурной душой», существуют культуры мужские и женские. Ф. Гребнер (1877-1934). Фритц Гребнер - основатель теории диффузионизма в немецкоязычных странах. Основные научные труды: «Метод этнологии» (1911) Суть концепции: Разрабатывал методы исследования культурно-исторических связей, или самостоятельного происхождения культур, создал теорию культурных кругов, представляющую попытку глобальной реконструкции всей первобытной истории. Культурные достижения всех народов на догосударственной стадии развития объединил в шесть культурных кругов, каждый из которых состоит из 19-20 элементов. Сходные явления культур, в каком бы круге они не находились, принадлежат определенному культурному кругу и происходят из одного географического центра. Любой культурный факт появляется в истории лишь один раз в каком-то одном месте и принадлежит одной-единственной культуре. Следовательно, в истории человечества нет повторяемости и нет закономерностей. Повторяемость этнических процессов кажущаяся, все явления строго индивидуальны. К. Уисслер (1870-1947). Кларк Уисслер - представитель теории диффузионизма в США. Основные научные труды: «Американский индеец» (1917) Суть концепции: Культура представляет собой результат приспособления отдельной группы людей к определенной экологической среде. Материальные и духовные элементы культуры, а также телесные признаки людей распространяются путем диффузии между реально существующими культурными областями. Общий закон культурной диффузии: Антропологические черты имеют тенденцию распространяться во всех направлениях от центра своего происхождения, причем распространение культурных явлений и «человеческих черт» осуществляется концентрическим образом, т.е. простые формы занимают окраинное положение, а центральная позиция принадлежит более сложным. Культурная область возникает как зона явления культурного центра. В зависимости от расстояния от культурного центра одно общество всегда имеет более типичную кульуру, чем другое. У. Риверс (1864-1922). Уильям Риверс - представитель теории диффузионизма в английской этнологии. Основные научные труды: «История меланезийского общества» (1914) Развитие родственных и общественных отношений нельзя рассматривать как простую эволюцию. Образование новых культур происходит путем взаимодействия культур больших групп переселенцев, которые привносят в культуру много новых элементов. Следовательно, появление новых культур возможно путем смешения, а не эволюции, при этом в результате взаимодействия может возникнуть новое явление, которое ранее не встречалось ни в одной из взаимодействующих культур. Таким образом, даже малое число пришельцев, владея более высокой технологией, может ввести свои обычаи в среду местного населения. 8.3 Функционализм
Основные идеи функционализма: человеческое общество, будучи частью животного мира, развивается как живой организм и в качестве такового существует постольку, поскольку элементы, его составляющие, выполняют определенные функции, т.е. человеческое общество строится на структуре взаимосвязанных и дополняющих друг друга культурных элементов; любая социальная система состоит из «структур» - устойчивых моделей, посредством которых индивиды осуществляют отношения между собой и окружающей средой, и «действий» - вносящих вклад в поддержание социальной солидарности системы; культура служит нуждам индивида: базовым (пища, жилище, одежда и т.п.), производным (разделение труда, защита, социальный контроль), интегративным (психологическая безопасность, социальная гармония, закон, религия, искусство и т.п.); ключевая роль в культуре принадлежит обычаям, ритуалам, моральным нормам, которые являются регуляторами поведения людей, а выполняя эту функцию, они становятся культурными механизмами удовлетворения жизненно важных потребностей людей и их совместного существования; задача этнологии состоит в изучении функций культурных явлений, их взаимосвязи и взаимообусловленности в рамках каждой отдельной культуры, вне взаимосвязи ее с другими культурами. Б. Малиновский (1884-1942). Бронислав Малиновский - виднейший представитель теории функционализма в Англии. Основные научные труды: «Научная теория культуры» (1944) Суть концепции: Культура рассматривается как целостное образование, состоящее из взаимосвязанных элементов, частей, вследствие чего важнейшим методом функционализма становится разложение культуры на составные части и выявление зависимости между ними. Главное – раскрытие механизмов действия и воспроизводства социальных структур. Каждый элемент культуры исследуется как выполняющий определенную задачу, функции в социокультурной общности людей. Зачастую какой-либо элемент играет не просто присущую ему роль, а представляет собой звено, без которого культура не может существовать в качеств целостного образования. Вопросы исторического изменения культур не представляют интереса, важнее понять, какие задачи она решает, как воспроизводится. Малиновский стремился построить стройную и эмпирически обоснованную теорию культуры. Внешнее наблюдение (описание предметов) часто приводит заблуждениям, необходимо изучать внутренние мотивы. Важно знать, кто создал предмет, кто его использует, кому он принадлежит. Культура есть продукт биологических свойств человека, т.к. человек – животное, вынужденное удовлетворять свои потребности, для чего добывает пищу, строит жилье, изготовляет одежду, тем самым преобразуя окружающую среду и создавая производное окружение, которое и есть культура. Различия между культурами обусловлено различиями в способах удовлетворения элементарных человеческих потребностей. Существуют потребности основные (порожденные природой) и производные (порожденные культурной средой). Средства удовлетворения потребностей представляют собой некую организацию, которую Малиновский называет институтом. Институт - совокупность средств и способов удовлетворения той или иной потребности, основной или производной. Традиция (с биологической точки зрения) есть форма адаптации общности к среде. Нет вредных обычаев или традиций. В культуре не может быть ничего лишнего, все существующее должно иметь какую-нибудь функцию – иначе было бы выброшено, забыто. А. Радклифф-Браун (1881-1955). Альфред Радклифф-Браун - крупнейший представитель теории функционализма. Основные научные труды: «Метод этнологии и социальной антропологии» (1950) «Историческая и функциональная интерпретация культуры (1952) Суть концепции: Основной наукой, изучающей человека, является антропология, которая состоит из трех направлений: человеческая биология; доисторическая археология; этнография. Этнография делится на этнологию и социальную антропологию, каждая из которых использует свой специфический метод. Этнология – наука, занимающаяся конкретно-историческим изучением отдельных народов, их внутреннего развития, культурных связей между ними. Основной метод этнологии – историческая реконструкция человеческой культуры с опорой на прямые свидетельства письменных источников. Социальная антропология – наука, занимающаяся поиском общих законов социального и культурного развития человечества и его культуры. Все виды объективной реальности представляют собой различные классы естественных систем (атом, молекула, организм, общество людей). Любая система из них определяется единицами (элементами), ее составляющими, и отношениями между ними. Единицы социальной системы – человеческие существа как совокупность поведенческих явлений, отношения между ними – социальные отношения. Таким образом, социальная система состоит из общей совокупности социальных обычаев и специфических образов мыслей и чувств, связанных социальными обычаями.
8.4 Другие этнологические школы
Социологическая школа Основные идеи социологической школы: в каждом обществе существует комплекс коллективных представлений, которые обеспечивают устойчивость общества; функция культуры состоит в том, чтобы солидаризировать общество, сближать людей; переход от одного общества к другому представляет собой трудный процесс и осуществляется не плавно, а рывками. Человеческое общество не может быть сведено к простой сумме индивидов. Общество – это система нравственных (моральных) связей между людьми, которые как бы навязывались им и обладали принудительной силой. Э. Дюркгейм (1858-1917). Эмиль Дюркгейм - крупнейший представитель социологической школы во Франции. Суть концепции: Человеческие общества – закрытые статичные системы, исследование которых должно осуществляться с помощью метода изучения социальных фактов. Они представляют собой приемы действия, мышления и чувствования, внешние по отношению к индивиду, обладающие принудительной силой и навязанные ему внешним окружением. Следует изучать сами социальные факты как «вещи», а не представление об этих фактах. Стабильность общества объясняется функциональной интерпретацией его основных частей и социальной солидарностью его членов. Все элементы социальной системы находятся в состоянии устойчивого баланса, в противном случае такая система паталогична, обречена на неизбежный распад. Классифицируя общества по уровню их развития, ввел понятия «социальный тип» или «социальный вид». За основу классификации взял самое простое общество – первобытную «орду», которая уже изжила себя. Развиваясь в более сложную общественную структуру, «орда» становится «кланом» (родом). Различные сочетания и объединения кланов дают племя, курию, фратрию, из которых уже возникают сложные общественные организмы вплоть до империи. Таким образом, всякое общество – лишь определенное усложнение одного и того же первобытного общества. Человеческое сознание неоднородно, поскольку существует в двух разных формах: как индивидуальное (специфично для каждого конкретного человека всецело определяется особенностями его психики) и как коллективное (едино для всей группы, не зависит от отдельных людей, обладает принудительной по отношению к ним силой, находит выражение в коллективных представлениях – религиозных верованиях, мифах, нормах морали и права, вырабатываются социальной группой в целом). Основной признак религии – деление всего мира на две половины: мир священный (сакральный) и мир обыденный (профанный). Содержанием религии в конечном счете является само общество, его структура. Л. Леви-Брюль (1857-1939). Люсьен Леви-Брюль - представитель французской социологической школы. Основные научные труды: «Первобытное мышление» (1923) Суть концепции: Дологическое мышление принципиально отличает человека первобытной эпохи от современного, так как в нем отсутствуют разграничения между причиной и следствием, субъектом и объектом. Дологическое мышление стремится избегать противоречий. Законы, управляющие коллективными представлениями отсталых народов, не отделены от эмоций и не направлены на объяснение явлений действительности. Первобытный человек не ищет объяснения явлениям окружающей действительности, он воспринимает их не в чистом виде, а в сочетании с целым комплексом эмоций, представлений о тайных силах, магических свойствах предметов. У первобытного человека преобладает субъективизм. Отсутствует соотнесение реальных предметов с представлениями о них, не различаются сновидения и реальность, мышление «непроницаемо» для опыта. Коллективные представления присутствуют и у современного человека, человек стремится к живому общению с природой через религию, мораль, обычаи.
Американская школа исторической этнологии
Основные идеи: этнология должна изучать конкретно и всесторонне каждый народ в отдельности: язык, культуру и антропологический тип; взаимодействие культур разных народов создает их культурную общность в определенных географических ареалах, в их границах следует искать конкретные формы взаимного влияния народов, диффузию отдельных культурных элементов; развитие человечества и его культуры происходит на основе общих законов, которые познаются с большим трудом, в их познании не следует обманываться внешним сходством явлений, которые на самом деле могут оказаться глубоко различными по существу и иметь разное происхождение; не следует переносить «наши» критерии моральной оценки на народы иного культурного типа, у каждого из них исторически формируются свои социальные идеалы и моральные нормы. Ф. Боас (1858-1942). Франц Боас - основоположник исторической этнологии в США. Основные научные труды: «О задачах этнологии» (1907) Суть концепции: Предложил заново создать этнологию, накапливая новые этнографические данные, постепенно вырабатывая новые методы и теории. Цель науки о человеке – создание целостного представления об истории, основанного на изучении каждого отдельного народа, его языка и культуры. Конечная цель этнологии – построение единой истории всех народов (всего человечества и всех периодов его истории от ледниковой эпохи до современности). Необходимо изучить каждый отдельный народ в его своеобразии, его культуру и язык. На основе реконструкции всей истории человечества можно выявить законы, управляющие деятельностью человека. Существуют общие законы развития культуры, каждая культура имеет свой собственный уникальный путь развития, а явления, внешне сходные между собой, могут иметь совершенно различное происхождение и разные функции. Не всегда сходства говорят об исторических связях или заимствовании явлений, необходимы тщательные исторические исследования. Культура – совокупность моделей поведения, которые человек усваивает в процессе взросления и принятия им своей культурной роли. Развитие культуры определяется своеобразным внутренним развитием социальной группы, а отчасти посторонними влияниями, которым она подвергается. Сторонники американской исторической школы проводили детальнейшее описание культур, создали метод этнографического картографирования. А. Кребер (1876-1960). Альфред Кребер - последователь Ф. Боаса. Основные научные труды: «Антропология» (1923) «Природа культуры» (1952) Суть концепции: Все культуры мира, прежние и современные, составляют один сплошной и неразрывный континиум, который трудно разделить на части, складывается традиция делить человеческие культуры на две категории: культуры народов бесписьменные и письменные. Изучением первых занимается этнология, изучением вторых – историческая наука. Культура – система элементов, сцепленных особым способом и образующих целостность, определенную модель, образец. Форма культуры зависит от присущего ей стиля, который налагает некий особый отпечаток на поведение людей, особенности материальной культуры, обусловленные в свою очередь спецификой духовной культуры и ее ценностными ориентациями, каждой культуре присуща доминантная идея, подчеркивающая ее выдающиеся достижения и уникальность. «Этос» - система идеалов, ценностей, доминирующих в каждой конкретной культуре и контролирующих поведение ее членов, этос – квинтэссенция культуры. Культурные модели – определенные абстракции, позволяющие исследователям видеть все элементы культуры в единстве: политическое устройство, одежду, пищу, произведения искусства, технологию строительства жилищ и т.п. Отождествлял модели культуры с понятием «культурные ценности», модели служат скелетом, архетипической основой кристаллизации отдельных культур. Жизнь культур обусловлена внутренними инновациями и внешними заимствованиями. Инновации или ускоряют рост культур, или замедляют. Кребер вводит понятие «кульминация» культур – такая точка в развитии культуры, в которой комбинация культурных моделей оказывается наиболее удачной, в результате чего достигается расцвет тех или иных сфер культуры. Одна и та же культура может пережить несколько кульминаций, длительность кульминаций различна – от нескольких десятков лет до нескольких столетий.
Этнопсихологическая школа
Основные идеи: высказана и обоснована идея о существовании определенных психологических особенностей, характерных для представителей той или иной культуры; впервые было показано действие психологических защитных механизмов применительно не к индивиду, а к обществу; были начаты исследования национального характера и национальных культур с психологической точки зрения, в ходе которых было доказано, что национальный характер отражает психологические особенности представителей той или иной нации; была выдвинута важная для последующего развития этнологии идея о том, что национальный характер может быть описан как особый способ распределения и регулирования внутри культуры ценностей или поведенческих моделей. А. Кардинер (1891-1981). Абрам Кардинер - психиатр, пытавшийся сформулировать теорию этнопсихологического характера. Основные научные труды: «Индивид и его общество» (1937) «Психологические границы общества» (1937) Суть концепции: Личность человека начинает формироваться сразу после рождения, это происходит под воздействием внешней среды, через конкретные способы ухода за младенцами в каждом обществе. Впечатления раннего детства налагают отпечаток на личность, формирование психики происходит первые 4-5 лет жизни, после чего «затвердевает» и остается практически неизменной всю жизнь, определяя судьбу, успехи и неудачи человека. Психика следующего поколения формируется под влиянием тех же первичных опытов, что и у предыдущего поколения, повторяется беспрерывно. У каждого народа способы ухода за детьми приблизительно одинаковы, но есть различия, каждый народ обладает «средней» психикой, которая проявляется в качестве «базовой» или «основной» личности – центрального понятия этнопсихологии. «Основная личность» - средний психологический тип, преобладающий в каждом данном обществе и составляющий базу этого общества и его культуры, формируется посредством «первичных общественных институций», которые включают в себя способы жизнеобеспечения, семейной организации, воспитания и социализации – формирование человека в качестве члена определенного общества, усвоения им черт характера, знаний, навыков, принятых в данном обществе. «Первичные общественные институции» различны для разных культур и относительно единообразны в рамках одной культуры, способствуют выработке определенных схожих черт характера, схожих психологических черт у всех членов того или иного общества. Адаптируясь к этим институциям, человеческая психика получает специфическую коррекцию, ее психологическая структура, ее эгоструктура деформируется особым образом. Результатом деформации является «основная личность» данного общества. Перемена хотя бы одной из первичных общественных институций вызовет изменение структуры личности, доминирующей в данной культуре. Р. Бенедикт (1887-1948). Рут Бнедикт - представительница этнопсихологической школы в этнологии. Основные научные труды: «Модели культуры» (1934) «Конфигурация культур в Северной Америке» (1946) «Психологические типы культур Юго-Запада» (1953) Суть концепции: У каждого народа существует специфическая для него «базовая структура характера», передающаяся из поколения в поколение и определяющая историю данного народа. Каждая культура имеет уникальную конфигурацию внутрикультурных элементов. Эти элементы объединены этосом культуры, определяющим, каким образом элементы культуры соотносятся друг с другом и определяющим содержание культуры. Религия, семейная жизнь, экономические и политические структуры образуют единую неповторимую структуру, в каждой культуре присутствуют только такие варранты этих элементов, которые соответствуют этосу культуры. Бенедикт ввела термин «культурная конфигурация», обозначив особый тип соединения (сцепления) элементов культуры, создающих единое целое культуры, разграничила по типам: аполлонийский – подчинение индивидов традициям группы, воздержание от экстремально-эмоциональных проявлений характера, воплощение идеи меры во всем; дионисийский – индивидуализм и различные формы насилия; параноидальный – конфликты, подозрительность, аккумуляция враждебности, вредоносная магия. М. Мид (1901-1978). Маргарет Мид - представитель изменившегося направления в этнопсихологической школе, доминирующей темой которой становится изучение национального характера. Суть концепции: Акцент на изучении национального характера. Культура – конфигурация элементов, определяемая этосом культуры. Три аспекта исследований: сравнительное описание некоторых культурных конфигураций, характерных для той или иной культуры; сравнительный анализ ухода за младенцами и детского воспитания; изучение присущих тем или иным культурам моделей межличностных отношений (между родителями и детьми, между ровесниками). Национальный характер – особый способ распределения и регулирования внутри культуры ценностей или моделей поведения, детерминированными принятыми в ней способами детского воспитания. М. Мид выделяла три типа культур: Постфигуративная культура – классический вариант традиционного общества. Любое изменение протекает медленно и незаметно, прошлое взрослых – схема будущей жизни их детей Конфигуративная культура – преобладающая модель поведения для людей является поведение их современников. Идеал подражания – не прошлое, а настоящее. Непосредственная передача знаний, навыков от представителей активно действующего поколения. В самом простейшем варианте отсутствует третье поколение – старики, они не проживают вместе с внуками и поэтому нет преемственности. Характерна контркультура и субкультура. Префигуративная культура – появляется в середине XX века, отличается неопределенностью развития будущего. Способы передачи знаний таковы, что дети передают знания родителям.
Структурализм
Основные идеи структурализма: культура рассматривается как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мода, религия и т.п.); необходимо искать принципы и способы культурной организации человеческого опыта существования, совместной жизни и деятельности, понимаемого как построение знаковых и символических систем; допускается существование универсальных культуроорганизующих универсалий во всех сферах человеческой деятельности; утверждается первичность психических принципов в процессе создания устойчивых символов культуры; различные виды и типы культуры невозможно упорядочить с точки зрения единой школы развития, они представляют собой вариации психических принципов на неоднородный исходный «природный материал»; динамика культуры обусловлена постоянной трансформацией внешних и внутренних стимулов культурной деятельности, сортировкой их по степени значимости, преобразованием их во внутренние психические принципы, сравнением их с друшими символическими формами, ведущим к подтверждению или изменению существующих культурных порядков. Э. Эванс-Причард (1902-1973). Эдуард Эванс-Притчард - представитель английской социальной антропологии. Суть концепции: Элементы системы взаимно влияют друг на друга, а структурный подход изучает связи между этими элементами. Социальные и культурные системы составляют единое целое, поскольку создаются человеком, и отвечают его потребностям в упорядоченных отношениях с окружающим миром. Необходимо исследовать несколько однородных объектов, определить существенные черты их структурных форм и причины их изменений. Сначала необходимо извлечь «социальный факт из культурной формы». Такой факт обладает первичными качествами (структура - то, что действительно существует и играет роль причины) и вторичные качества (культура – порожденная путем воздействия окружающего мира на органы чувств человека и выбором символических знаков в данном обществе). Любые отношения людей представляют собой своеобразную структуру, а взятые все вместе, эти структуры составляют между собой определенную иерархию – социальную систему. Таким образом, этнология не может оперировать только такими понятиями, как племя, род, семья и т.п., поскольку они не являются основополагающими для функционирования социальной системы, важны понятия, обозначающие социальные ситуации, различные виды отношений и отношения между этими отношениями, именно так можно сформулировать общие законы социального развития. К. Леви-Стросс (р. 1908). Клод Леви-Строс - представитель структурализма во Франции. Основные научные труды: «Структурная антропология» (1958) «Печальные тропики» (1959) «Тотемизм сегодня» (1962) «Мифология» (1964) Суть концепции: Все многообразные явления нашего мира есть модификации некой исходной единой модели, ее раскрытие; поэтому все они могут быть строгим образом систематизированы и классифицированы, между ними можно установить связи и соответствия, показывающие их положение по отношению друг к другу и к исходной модели. Дл этого необходимо составить максимальный полный перечень отдельных частных фактов, установить взаимосвязи между ними, выявить их связи и сгруппировать. Единство человеческого разума на всех стадиях исторического развития. Вся человеческая деятельность и все формы сознания людей подчинены строгой логике, в человеческом сознании преобладает разумное, а не эмоциональное и не подсознательное начало. Каждая сторона быта и культуры – замкнутая система, имеющая свою логическую закономерность. Чаще всего они находятся в бинарных оппозициях – парных противоположностях, главная из которых «природа-культура». Основная цель – обнаружение таких логических закономерностей, которые лежат в основе всех социальных и культурных явлений. Феномены не обладают каким-либо значением, только их комбинации имеют смысл. Понятие «структура» носит абстрактный характер, больше соответствует не эмпирической действительности, а ее модели. Социальные модели – строительный материал для создания моделей. Миф – фундаментальное содержание коллективного сознания, основа устойчивых социальных структур.
Культурный релятивизм
Основные идеи культурного релятивизма: все культуры имеют равные права на существование независимо от уровня их развития; ценности каждой культуры относительны и обнаруживают себя только в рамках и границах данной культуры; европейская культура является лишь одним из путей культурного развития, другие культуры уникальны и самобытны из-за собственных путей развития; для каждой культуры характерны различные этнокультурные стереотипы поведения, которые составляют основу системы ценностей данной культуры. М. Херсковиц (1895-1963). Мелвилл Херсковиц - основоположник школы культурного релятивизма. Основные научные труды: «Аккультурация» (1942) «Человек и его творения» (1948) «Культурная антропология» (1952) Суть концепции: Отказ от европоцентризма в описании и объяснении культур разных народов. Общий культурно-исторический процесс – сумма разнонаправлено развивающихся культур. Культура – созданная человеком среда обитания, неповторимая уникальная модель, определяемая постоянной традицией, которая проявляется в присущих каждому народу специфических системах ценностей, часто несопоставимых с системами других народов. В культуре каждого народа всегда есть «культурный фокус» - самая существенная черта этой культуры. История человечества – сумма самостоятельно развивающихся культур и цивилизаций, источник динамики культур в их единстве и изменчивости. Любая культура должна быть и стабильной, и изменчивой, но всякое изменение возможно лишь при сохранении некоторых консервативных структур, которые являются субъектом культурного развития; отсутствие изменений – смерть культуры, а разрушение устойчивых структур в угоду ее быстрым изменениям означает деградацию, утрату самобытности. Ядро релятивизма - «инкультурация», - вхождение индивида в конкретную форму культуры. Основное содержание – усвоение особенностей мышления и действий, моделей поведения, составляющих культуру. Начинается в детстве с приобретением навыков в еде, речи, поведении и т.п., продолжается в виде совершенствования навыков и во взрослом состоянии (два уровня инкультурации).
Неоэволюционизм
Основные идеи неоэволюционизма: культура является результатом адаптации общества к окружающей среде; культурная адаптация – процесс непрерывный, поскольку ни одна культура не приспособилась к природе, чтобы превратиться в статичную; основу любой культуры составляет ее ядро, которое определяется особенностями природной среды, в которой происходит культурная адаптация; ядро любого «культурного типа» включает в себя социальные, политические и религиозные институты, тесно взаимодействующие с производством средств существования; культурная среда является непременным условием для осуществления духовной жизни человека, привязанности его к родным местам и следованию заветам предков. Л. Уайт (1900-1975). Лесли Элвин Уайт - представитель теории неоэволюционизма в США. Суть концепции: Три вида процессов (и их интерпретации) в культуре: временные процессы – хронологическая последовательность уникальных событий (изучает история); структурные и функциональные аспекты развития культуры (функциональный анализ); формально-временные процессы (эволюционный метод). Культура – независимая система, функция и цель которой – делать жизнь безопасной и пригодной для человечества. Культура имеет собственную жизнь, управляется собственными принципами и законами. На протяжении веков культура окружает индивидов с рождения и превращает их в людей, формируя их убеждения, модели поведения, чувства и отношения. Любое культурное поведение требует расхода энергии, определяющим фактором и критерием развитости культуры является ее энергонасыщенность. Эволюция культур – рост количества используемой энергии. Символическое поведение – один из самых важных признаков культуры, главная особенность человека. Символ – идея, сформулированная словами, делает возможным распространение и продолжение человеческого опыта, символ преобразовал человека от простого животного к «человеческому животному». Д. Стюарт (1902-1972). Джулиан Стюард - представитель теории многолинейной эволюции. Основные научные труды: «Теория культурных изменений» (1902-1972) Суть концепции: Каждая культура – особая система, эволюция которой определяется потребностью адаптации к специфическим для каждой природы природным условиям. Общества, находящиеся в сходных природных условиях и примерно на одинаковом уровне технологического развития, эволюционируют сходным образом. Этот феномен «параллельной эволюции» объясняет совпадение процессов развития обществ, географически расположенных далеко друг от друга и не контактирующих между собой. Чтобы объяснить происхождение тех или иных культурных форм, необходимо проанализировать взаимосвязи между культурным окружением, уровнем технологического развития общества и его функционированием. Чем проще культура, тем сильнее влияние географической среды, и наоборот, но не все черты культуры можно объяснить с позиции экологической адаптации. Каждая система может изменяться лишь в определенных пределах, иначе люди не выживут. Общество с развитой технологией имеет большую свободу от ограничений окружающей среды, более широкий культурный диапазон. М. Харрис (р.1922). Марвин Харрис - представитель неоэволюционизма. Суть концепции: Сходство и различия культур объясняются удовлетворением потребностей людей с помощью технологий, которые соответствуют данным условиям окружающей среды в данный момент времени. Каждая технология предполагает оптимальную эксплуатацию имеющихся ресурсов при возможно малом применении труда и энергии. Подобным образом возникают равновесные системы, остающиеся устойчивыми до тех пор, пока не изменяются их отдельные показатели. Таким образом, за многими обычаями, которые мы считаем абсурдными и иррациональными, стоит экономический расчет, а культура и окружающая среда оказывают взаимное влияние друг на друга.
8.5 Новейшие концепции в этнологии
Литература
|